Главная | Регистрация | Вход | |
МДОУ детский сад №54 "Жемчужинка" |
|
Главная » Учитель-логопед Консультация
для родителей
«Развиваем речь, играя» Развивать
речевые навыки лучше в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети,
увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится
сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом. Существует
много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на
прогулке, в транспорте. Поводом
и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет,
явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение.
Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них,
игрушки и мультфильмы. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник
видит вокруг - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь
названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а
что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." -
"А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..."
К 3-4 годам дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно
познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый,
светло-коричневый и т.д.). Когда
вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые
разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан?
Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы
побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной
речи. Названия
свойств предметов закрепляются в словесных играх. Спросите
у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево,
человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть
выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река,
улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети
учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов
"высота", "ширина" и др. На
прогулке полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными
изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё
это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы.
Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз,
научить ребёнка понятно выговаривать их. Вот
примеры нескольких игр. 1. Отгадай предмет по его частям. В
эту игру можно играть в двух вариантах. Первый
вариант – с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются
карточки с изображением различных предметов – мебель, овощи, животные,
транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не
говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым
догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.
Второй вариант – без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош
тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в
детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п. На первый взгляд все кажется,
слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы.
Попробуйте! 2. Отгадай предмет по описанию. Условия
игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти
правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам
прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель,
овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные. 3. Шаги. (Кто быстрее доберется до...) С
помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с
ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи, в общем. Игроки
становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10
шагов). И оговаривают тему шагов. Например, "Вежливые слова". Каждый
ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту
на размышление и "Старт!" Достаточно
длительное время мамы, а вместе с ними и их дети, проводят на кухне. И здесь у
вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка
по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания»,
«Бытовая техника» и др. Рассказывайте
сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие
действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём,
предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и
повторял их за вами. На
даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по
темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья»,
«Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные
на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю
жизнь. Развивайте
в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой
увлекательной работы, увидите её плоды. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |